ОСТРОВ ТАСМАНИЯ. ЧАСТЬ 1

Пещеры и дьяволы

Посещаем пещеры нацпарка Мол-Крик Карст, гуляем по тропам нацпарка Крэйдл Маунтин - Лэйк Сэйнт Клэр, встречаем всякую живность и наслаждаемся поразительными лесами.
В первые дни велопохода по Тасмании нам обоим, как обычно, было тяжело: мы врабатывались в нагрузку, утомились в перелетах, акклиматизировались, привыкали. Но Тасмания - прекрасна и удивительна. Тасмания - ода Лесу. Тасмания - дом загадочных сумчатых животных. Поэтому в галереях у меня тьма фоток, от которых я не могу отказаться. Я это видела, чувствовала, проживала.
29.01.2018. День 2, пн. 59 км (асфальт). Devonport - Mole Creek Caravan park.
Набор высоты 970. Трэк на джипиэсис.
Утром +24, Облачно и душно. Днем от +24 до +27. Вечером +24.
Паром прибывает в 5.30 утра. Еще темно. Можно позавтракать в "столовой" и начать выгружаться в утренние сумерки. Мы, наверное, покинули паром одними из первых. Остров Тасмания встретил нас легким теплым дождиком, душным теплом. Почти ничего не видно, пустынно и тихо. Тронулись в рассветном неверном свете дорогой вдоль широченной реки. Воды набрала из кулера в гостинице, стоявшей у дороги. Ни магазинов, ни горных ручьев нам пока не светило.
Я не заметила, как мы покинули город. Когда приплыли, он сверкал нам огнями центра на другом берегу реки Мерси, и выглядел совсем крошечным. А с нашей стороны реки его словно не было совсем. Однако, останавливаясь на берегу потупить, мы видели небольшой городок в нежных кремовых лучах солнца.
Широкая река и город на другом ее берегу. Пастельная нежность и сумрак утра.
Ехать по пустынным дорогам приятно. Вскоре проснулись первые шоссеры, начали рассекать. Веселые, доброжелательные. Однако, мы скоро уехали на второстепенные сельские дороги с исчезающе малым трафиком.
Все такое удивительно новое, свежее после зимней хляби Москвы. Желтые поля, небольшие редкие фермы, растительность абсолютно иная.
В поселке Railton решили перекусить. Да особо негде. Кафешка с азиатской едой, из которой неприятно пахло жареной в обилии масла курицей, - единственное место. Взяла из холодильника йогуртов, купила некие плюшки. Универсам, судя по всему, давно закрыт. Или еще слишком раннее утро, или просто поселок запустел. Но ощущение упадка.
Хотя вот и королевский зал у них есть, и памятник павшим во Второй мировой войне, и памятник некоему уважаемому гражданину с велосипедом (забыла, кто он такой). Ну и первый знак "Осторожно, животные" с утконосом, на въезде в поселок, среди милых домиков.
Много эвкалиптовых рощиц встречается. А рядом с дорогой могут быть запросто одинокие яблони в полях. Уже с манящими плодами. Еще удивили высадки пушистых елей.
Повернули на Sheffield road, с нее видна гора Roland с одеялом облаков.
Городок Шеффилд весьма туристический. Росписи на стенах, много магазинчиков, в том числе чисто туристических, кафешки. Колониальная архитектура а-ля дикий запад, как в Новой Зеландии. Первый наш IGA - место закупки. На улице тепло и душно, в магазине прохлада от холодильников. Кушать хочется, но не можется. Купила арбузов (у них, как и в США, есть лотки с нарезанными фруктами) и холодного кофе.
После Шеффилда повернули прямо к горам. Начинаются первые подъемы и скачки высот. Нам жарко и душно. Очень тяжело даются километры. В воздухе стоит влага, нагоняющая сумрак. Облака никак не просыплются дождем. И мухи. Так много надоедливых мух... Каждая дорога, даже пустынная сельская - butcher highway (шоссе мясника). Рядом с дорогой, как и в Новой Зеландии, много трупиков животных. Мы, едучи, обсуждаем, почему в США не пахло трупиками, а в Новой Зеландии и здесь пахнет.
Поднимаемся к лесочку. Как же тяжело дается этот небольшой, но довольно крутой и извилистый, подъем.
В лесу внезапно встретили велотуриста. Смуглого и загорелого, явно южанин, испанец или итальянец. Но даже он мокр от пота, и максимально раздет. Едет круг от Лонсестона. Но мы не спрашивали маршрут. Он только интересовался, много ли еще холмов и подъемов. Мы его немного расстроили ближайшими парами десятков километров.
В лесу гораздо приятней. Все же солнце греет сквозь облака, а деревья дают сумрачную защиту.
Вечер доезжаем в тех же новых для нас видах, словно прериях. Однако, добавилась игра облаков с горами.
Остановились в кемпинге Mole creek caravan park (22 aud). Есть вай-фай. Весьма приятный. С потрясающе гигантским игольчатым деревом напротив, к которому все ходят фотографироваться. Я думала поначалу - ель. Но это какой-то род кипариса скорее всего, безумно разросшегося в здешнем климате. Потом мы видели более гигантские кипарисовые на острове Марайа.
30.01.2018. День 3, вт. 34 км (асфальт), пещеры. Mole Creek Caravan park - Lake Parangana recreation area.
Набор высоты 680. Трэк на джипиэсис.
Утром +16. Днем +24. Вечером +13. Облака сошли, и стало сухо и солнечно.
Утром обнаружили, что кто-то успел свить себе гнездо у меня на грипсе.
Сегодня начинаем экскурсионную программу. Мы сегодня посетим две карстовые пещеры, самые знаменитые в Mole Creek Karst National Park.
Едем холмами. Сплошные спуски и подъемы, фермы и заборы, рыжие поля и мухи. Но лес, когда дорога идет через него, потрясающий. И такой эвкалиптовый запах кругом... Порой мы едем через нацпарк, но у него очень резанные границы, странно огибающие фермерские хозяйства.
Первая пещера - Marakoopa. Вход стоит 19 австралийских долларов. К ней от касс идет дорожка вдоль ручья. У парковки не очень давно установлена раковина, как напоминание о происхождении известняка и длинной экоистории острова.
В пещеры пускают с турами только. Мы не особо фотографировали почему-то. Но красот там предостаточно, всяких занавесей, наростов, сталактитов, сталагмитов причудливых форм, искрящихся стенок, водоемов. И главное - там живут светлячки. И в последнем зале выключают свет, полюбоваться ими.
Устремляемся к пещере King Solomons Cave.
В King Solomons Cave вход стоит столько же, 19 aud с человека. Тоже с гидом. Она поменьше, и по мнению всех, красочнее за счет нежных рыжеватых оттенков образований. На мой взгляд, там больше "полотнищ". Названа так из-за одного из скальных образований, напоминающего профиль царя Соломона. А открыта для посещений она была, как оказалось, более 100 лет назад. Погуляли с удовольствием. В галерее много бездушных фото из этой пещеры.
Набрали воды в кранчике у пещеры. Наконец, дорога вьется среди лесов. Нам открываются порой виды на скалы "Стены Иерусалима". Как ни странно, мы опять едем к реке Мерси. В лесу было довольно много птиц, половина из которых - крикливые попугаи как минимум трех видов.
На ночь остановились в первом бесплатном кемпинге Lake Parangana recreation area, до второго не осилили дорогу. Ветер сегодня - порывистый мордник. И я что-то устала, мышцы ног болят, когда кручу педали.
В этой части Тасмании довольно странные представления о бесплатном кемпинге: туалетов нет. Хотя, исходя из названия, в данном случае предполагалась дневная зона отдыха. Однако, кто-то отметил на карте кемпинг, и здесь собралось немало ночующих, помимо нас. Но, для дневного отдыха туалет тоже нужен...
Воду набирали в озере на приготовление пищи. Забрались на полянку среди эвкалиптовых деревьев, и давай отдыхать. Завтра дневка с радиалкой и прогулкой по лесу.
31.01.2018. День 4, ср. 52 км налегке (20 грейдер, 20 грунт, 12 асфальт) + 8 пешком. Дневка.
Набор высоты 700. Трэк на джипиэсис. Пеший трек на джипиэсис. Набор высоты 473 м.
Утром +7. Днем +15. Вечером +13. Ночью шел дождь. Погода сегодня как в норвежских фьордах: по небу несутся облака, и каждые 15 минут сменяются дождь и солнце. Ветер - ледяной мордник.
Я приболела. Бетину тяжко. Мы оба в унынии, уставшие, первые дни даются с трудом. К вечеру так устаю, что глаза слипаются. Утром идея съездить в радиалку и гулять в лесу мне казалась бессмысленной. Тем не менее, поездка была интересной: мы увидели столько животных и птиц (щеткохвостого поссума, ехидн, лесного кенгуру, множество валлаби, несколько видов попугаев, нелетающих птиц, похожих на новозеландских пастушков-уэк), столько удивительных растений, что в конце дня были очень довольны.
Вечером нашли на мне клеща. Вот где не ожидала их встретить.
Утром очень свежо, над озером стелется туман. Выехали налегке в радиалку. Лес прекрасный, ехать налегке волшебно. По лесу скачут... лесные кенгуру! Он неуловимы, порой просто слышен равномерный глухой стук (хвоста и мощных лап?) о землю и шорох листьев. Смотришь, вглядываешься в деревья - но ничего не видишь. А вот мелкие валлаби проскакивают через дорогу.
У моста через реку Мёрси (опять она) находится второе место ночевки, отмеченное на карте, - Lake Rowallan Bridge. Но оно неприглядное, в камнях. После моста начинается неплохой грейдер, затем хороший грунт, потом каменистый грунт. Река, превращенная дамбой в озеро, скрывает мертвый лес. За озером стоят горы словно со свежевыпавшим снегом... Это вводит в замешательство, учитывая, какая была жара всего два дня назад. А слева возвышаются пики "Стен Иерусалима". Это национальный парк с горами, конечно. Туда есть тропа, но мы не пошли гулять, это надолго и непросто для нас сейчас.
Ехать в лесу очень приятно. Однако, чем дальше вдоль запруженной реки, тем больше лес выглядит выгоревшим: черный низ у стволов, мало листвы на эвкалиптах.
Оставив велосипеды у конца дороги, пошли пешком по тропе. Порой довольно сумрачно из-за низкой пушистой облачности, налетающей густо-густо. В лесу поначалу почерневшие стволы, папоротники, да колючие кусты. Переходим речушку по мостику. На развилке дорог чистилка для ботинок. Мы только не поняли, для тех, кто входит, или тех, кто выходит. Почистили в обе стороны ). Здесь лес сохранился. Встречаются толстенные поваленные стволы у тропы. А вскоре начинается область с некими гигантскими древесными папоротниками (manfern, Диксония антарктическая). В Новой Зеландии были подобные растения, но не столь разросшиеся. Бетин может забраться в какой-нибудь самый густой лиственный шалаш и спать, не опасаясь дождя.
Кричат вразнобой попугаи. А вот они и сидят. Этому явно нужна была веточка. Дальше в галерею положила вразнобой фоток растительности. Удивительной. У многих кустов странные одревеснелые плоды. Причудливые капы. Стволы играют узорами. Мы поднимаемся все выше. Не то, чтобы много набрали высоты, но растительность постепенно меняется, становится приземистей, реже, появились мелколиственные деревца, кустарники почти без листьев, только с плодами.
Мы поднимались к водопаду, но в какой-то момент поняли, что он дальше, чем мы ожидали и надо спускаться. Я подождала наверху. А Жень сбегал посмотреть. Собственно, у нас не было четкой цели куда-то дойти. И отправились обратно. Сквозь волшебный лес, шурша листвой, слушая попугаев и ветер. Облачность снова стала оседать к моменту нашего возвращения к велосипедам.
На обратном пути почти поймали в объектив ехидну. Она, заслышав нас, повернулась к нам игольчатой попой, спрятав носик в коряге за камнями. А неоднократно встреченные на дороге валлаби, поначалу долго смотрели на нас, ускакивая в последний момент приближения.
Щеткохвостого поссума, конечно, было не поймать.
Обратно ехать прекрасно - спускаемся ). День отдыха подошел к концу.
01.02.2018. День 5, чт. 46 км (43 асфальт, 3 грунт). Lake Parangana recreation area - Lake Gairdner.
Набор высоты 1350. Трэк на джипиэсис.
Утром +6, ясно. Днем от +20 до + 32, ветер холодный, остужает в пути. К вечеру натянуло облака и стало терпимо. Вечером +18.
Стартуем от нашего приятного озера, где провели две ночи и нашли клеща. Немного поднимаемся и спускаемся к пересечению реки... опять Мерси. От нее ползем в 300 метровый подъем с видами на окружающую сельскохозяйственную холмистость. Набрали воды в ручье (последняя фотка в галерее).
Все выше и выше, пока нам не открываются вполне приятные виды на нагромождение холмов и гору.
Панорамку сделали.
Еще чуть заползли и сбросились к перекрестку с уже более загруженной дорогой. У нас почти не было автомобилей до этого перекрестка. Штуки четыре за полдня, может. А тут и фуры, и грузовики, и море туристов. В Cethana, недалеко от выезда на эту дорогу, есть кафешка. Отъелись, напились кофе. Купила прекрасных овсяных батончиков (oat slices), которые нам очень понравились. С тех пор ищу их на закупках, и часто готовлю дома вместо печенья. Сытный вкусный перекус. Олдскул авто на парковке у кафешки (последняя фотка в галерее).
Спускаемся дальше, к реке. Дорога изгибается у ее пересечения, на повороте столько деревьев и как ни странно, отнюдь не прохлада, а ужасная парилка. От реки в подъем на солнцепеке, и после парилки это как-то... тяжелее. На реке выше большая плотина. Вскоре появился лес, и облака натянуло, стало полегче.
Видели ехидну прямо у дороги. Едем, а там шуршит листва у обочины. Мы же в подъем ползем, достаточно медленно, потому и заметили. А сколько мы ехидн пропустили на спуске? А сколько лесных кенгуру? На дороге стоит предостерегающий знак с кенгузавром, корежащим автомобиль.
Поднялись к Moina. Там нас встретил целый гостиничный комплекс с кафе-бар-рестораном. Взяли крафтового пива и сидра. И поехали на запланированную ночевку в месте, отмеченном как бесплатный кемпинг, повернув на грунтовую проселочную дорогу к озеру. Едем меж заборами, смотрим, на том берегу речки у озера холм с усадьбой, а под ней парк автодомов. Эммм... Автодомов много. А с нашей стороны реки просто палатки и авто. Лес обнесен забором - кругом частная собственность. Туалетов тут нет. Народу много. Все кусты в бумажках. Прикольно, наверно, фермеру утром от своего шикарного дома выезжать по делам... Очень странные дела...
Мы оба сегодня повеселели и чувствуем себя хорошо. Ну почти. Попиваем пиво, вдыхаем ароматы чужих жареных сосисок. =Р Жень еще пошел пофотографировать озеро. Приятное место, понятно, почему народу много: единственный бесхозный клочок на пути к национальному парку, где дорого ночевать.
02.02.2018. День 6, пт. 28 км (25 асфальт, 3 грунт) + пешком 9 км. Lake Gairdner - Discovery Holiday park. Полудневка.
Набор высоты 701. Трэк на джипиэсис. Пеший трек. Набор высоты 330.
Утром +13, облачно, но душно. Днем начало поливать, но тепло и душно. К вечеру ливни.
Любуемся озером на прощание от лесочка. Дороги сумашедшие, то вниз, то вверх. Трафик есть, но не слишком напрягающий. В основном, туристы. Лес совсем иной. Впрочем, мы довольно скоро поднялись на некое заболоченное плато с видами на Крэйдл маунтин, к которой мы движемся для прогулки. По дороге видели объявления о продаже неких перцовых ягод, забавное почтовое дерево и останки неких ферм.
Повернули, наконец к въезду в нацпарк Cradle Mountain-Lake St Clair (сайт нацпарков Тасмании). Национальный парк Крейдл-Маунтин — Лейк-Сент-Клэр (Вики) входит в список ЮНЕСКО, создан в 1922 году.
На парковке огромное количество авто. Мы свернули к кемпингу (дорогущий, 94 aud за две ночи на двоих). Душ отличный, включен, есть wifi, но только у ресепшена. На ресепшене мелкий магазинчик, можно выпить кофе. Есть кухня. Пироги, как в Новой Зеландии, невкусные: слоеное тесто, а внутри жидковатое мясное нечто.
Довольно часто ходят автобусы, проезд на которых включен в пропуск в нацпарки, который мы оформили еще дома. Пропуск все равно придется оформлять, либо в парки на 60 дней (холидэй пасс), либо индивидуально в каждый (дэй пасс). Заранее во все выходит дешевле и проще, рассудили мы дома.
Добросились на миниавтобусе до следующей остановки, прогулялись по тропе Dove Canyon Track. Отлично. Поначалу проложены мостки через буш с ящерками и пасущимися среди кочек вомбатами на тропе Cradle valley board walk.
Потом тропа идет через низкорослый лес с потрясающими стволами деревьев, затем уходит к каньону, становится уступистой и каменистой. Тропа без мостков отмаркирована. Я конечно, фотографирую все странные цветики с одревеснелыми плодами и узоры поваленных стволов, просто удивительные цветы и сам лес. "Ода лесу", так я хотела назвать поход всю первую неделю пребывания. Видели ехидну, но на фото пойди ее разгляди (фото 24 в галерее).
А затем снова через лес и берег реки выходит в кочковатый буш, замыкая круг. В конце еще завернули к водопадику в дождевом лесу. Как раз и ливни вокруг собираются. Под ливень попали совсем чуть - переждали его под навесом магазинчика у остановки.
Пошли по дороге пешком обратно в кемпинг, а по пути стоит питомник тасманийских дьяволов... Решили зайти. Встретила нас потрясная надпись на воротах.
Водят только турами в определенное время, время кормления. Я вообще не люблю такие вещи. Ну зоопарк же, не? Оказалось, что нет. Решили подождать последнего сеанса.
После покупки билета (29.5 aud) можно пройти внутрь, почитать, походить среди клеток с кволами и загончиков с дьяволами. Потом рейнджер объясняет, что из себя представляет это животное, кто такие кволы, почему все они здесь, проводят по территории, попутно кормя животных, а потом показывают фильмец.
Дьяволы оказались на грани уничтожения к середине 20 века, так как их ели первые колонисты, фермеры попросту убивали как вредителей, ворующих кур. Вовремя люди спохватились и внесли это вид в списки охраняемых (с тасманским волком, например, не успели). Однако, у дьяволов и квол появился естественный недруг: лицевая опухоль дьявола. Это опухоль, передающаяся при прикосновении от одного животного к другому, постепенно заполняющая все лицо, так что животное не может есть и умирает от голода. В целях сохранения популяции и были созданы такие питомники (или они были помещены в изолированные заповедники, как остров Марайа), не имеющие контактов с внешним миром, так как лекарств от заболевания нет. Зато у дьяволов стали появляться естественные механизмы развития численности, например, ускоренное взросление (живут они всего 6 лет) и круглогодичное размножение.
По достижении половой зрелости дьяволы-мальчики не могут жить вместе, поэтому их расселяют в отдельные вольеры.
Дьяволы - хищники (самые крупные в Тасмании, кроме незаконно завезенных в 2001 году лис), но падальщики по сути. Очень агрессивные. Они могут отжать свою пищу у хищника-кволы, агрессивно нападая на последнего. Съедают свою пищу целиком, включая кожу и кости...
Во время кормежки им вешают тушку на крюк и эти малыши ее раздирают на части, забавно пыхтя, и сжирают.
При нас они не вопили дикими голосами. Крик тасманского дьявола наводит жуть и ужас, говорят.
По рассказу рейнджера, кволы - родственники дьяволов, поэтому на их популяцию тоже нападает лицевая опухоль. В питомнике два вида квол: пятнистая сумчатая куница и пятнистохвостая сумчатая куница (она же тигровая кошка). Первые - небольшие миленькие подвижные создания. Вторые - большие тяжеловесные медлительные животные.
Фух, теперь день тотально прекрасен. Мы смотрим, выходя из питомника, на горы Крейдл и Литл-Хорн после очередной грозы. Что может быть лучше для завершения этого дня?
Однако, возвращаясь по асфальту в кемпинг, мы видели ехидн и вомбата прямо на гравийной тропе у самого кемпинга. Впервые настолько близко. Медвежко. Хомячелло. Они травоядные. Пассивные, не слишком пугливые, но предпочитают отходить от людей подальше. Спокойные, но могут и напасть, расценив прикосновение как угрозу.
Купили в магазинчике при кемпинге пива разного. Можно и употребить, хотя после гроз свежо и даже зябко.
03.02.2018. День 7, сб. Дневка. Пешком 12 км.
Набор высоты 583. Трэк на джипиэсис.
Утром +8, Туман, поднимаясь, формируется в облака. На солнце очень жарко, в тени леса превосходно. Вечером +15.
На автобусе добросились до остановки у начала Overland track. Сходили по трекам Ronny creek - Overland track - Dove lake circuit track.
Осторожно, много фото в галереях =Р.
С нами ехало в автобусе довольно много людей. Но часть, оказалось, едет дальше, до конечной точки - озера Дав, на короткую прогулку вокруг него или идти по нашей же связке треков в иную сторону. Некоторые с рюкзаками - пошли по трэку Оверлэнд. Этот трек идет через плато, рассчитан на 5 дней. Бронировать места на него необходимо заранее, так как дикая ночевка вне отведенных мест запрещена, и вообще количество людей на нем ограничивается. Трэк входит в 60 топ коротких трэков Тасмании. И на него тьма желающих попасть.
Поднимаемся потихоньку по кочковатому бушу со странными древесными кустами в руслах рек (Pandani или giant grass tree).
Поднялись к лесочку.
Вышли к озерцу Crater lake. Поднялись по каменистому крутяку выше, на отличную смотровую точку, где все фоткаются с горой Крейдл и отдыхают от подъема. Фактически здесь заканчивается резкий подъем на плато. Следующее место крутого подъема - сама гора. И мне жалко людей с тяжелыми рюкзаками, которые под солнцем взбираются по этим камням и скалам довольно круто вверх, для хайка по треку Оверленд. Однако, местами можно ухватиться за натянутые цепи.
Пишут, что альпийская растительность Тасмании уникальна. Но я точно видела подобные штуки в США. Не все из них, конечно. Некоторые в Андах Южной Америки.
Точка отдыха открывает виды на озеро Crater lake, которые мы прошли, на озеро Дав и рядом находящееся озерцо Lilla, на гору Крейдл и холмы. Вдалеке виднеются "Стены Иерусалима".
Cradle Mountain и Lilttle Horn
Cradle mountain and lake Dove
Идем по плато, впереди вылезает гора Барн-Блафф. У Женя неудачно обгорела шея. У меня преют ноги, как в США, начинаю грешить на ботинки.
гора Крейдл и подъем на нее
Проходим под горой и начинаем спуск. Тропу порой пересекают змеи. В Тасмании водится 3 вида змей, все они ядовиты. Но не агрессивны. Уползают прочь. Я, как всегда, фотографирую много мелких растений. Жень - виды. Горы словно сложены из базальтовых колонн (на самом деле из долеритовых - аналога базальта тоже вулканического, естественно, происхождения).
Спускаемся и идем по тропе вокруг озера Дав к остановке автобусов. Вокруг озера проложены мостки, много живописных мест для отдыха. Мы видели неких странных цапель на деревьях (цапли ли это?), конечно, змей (кажется lowland copperhead), грибы, похожие на патагонский гриб Дарвина (это их родственники myrtle orange fungus, поражающие определенный вид буковых), и кстати, похожие на патагонский файербуш деревья с цветами попышнее (waratah называются, так и не сфотографировала, увы), и полюбившиеся мне потрясающие растения - банксии - в цвету. Потом все эти соцветия у Банксии слипаются в некое подобие шишки, с "глазами" семенных коробочек. В музее много позже мы видели дверные ручки из этих "шишек". И сами шишки, конечно, по мере рассказа о поездке они появятся в галереях. Жаль, что я так и не прихватила ни одну.
На остановке очень много людей. Вечер, все хотят вернуться в кемпинги и отели. Каким-то чудом мы загрузились. Вышли на остановке перед нашей и отправились еще прогуляться по тропинке вдоль ручья в лесу. На ней оказались маленькие павильоны, для детей наверное, так как я в них ползала на четвереньках. Внутри - картинки, из которых я и почерпнула многие названия.
По дороге в кемпинг встретились с бесстрашной ехидной очень близко. Закончился еще один прекрасный день велопохода в Тасмании. Распитием крафтового сидра.